МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37» осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
Образовательная деятельность по программам дошкольного образования осуществляется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей с ТНР и для детей с ЗПР и в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», направлена на:
- формирование общей культуры,
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
- формирование предпосылок учебной деятельности,
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 37 разработана и утверждена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, "Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) под ред. Н.В.Нищеевой, программы "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития", С.Г.Шевченко, «Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития под редакцией Баряевой Л.Б., Логиновой Е.А.
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 37 является нормативно-управленческим документом организации и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования:
- объем
- содержание образования
- планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования)
- особенности организации воспитательно-образовательного процесса.
Цель ООП ДО: Позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Задачи ООП ДО, решение которых необходимо для реализации цели ООП ДО:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ дошкольного образования в МБДОУ с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- создание адекватной возможностям ребёнка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию нарушений в развитии.
ООП ДО обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух лет до момента прекращения образовательных отношений в следующих группах:
- группы общеразвивающей направленности – 5 групп;
- группы компенсирующей направленности – 7 групп.
Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по реализации ООП дошкольного образования с детьми, имеющими сходные возрастные характеристики.
Контингент воспитанников групп компенсирующей направленности определяется на основе заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) МКУДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
ООП ДО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основная образовательная программа может корректироваться в связи с изменениями:
- нормативно-правовой базы дошкольного образования,
- образовательного запроса родителей,
- видовой структуры групп и др