187340, Ленинградская область, Кировский р-н, г. Кировск, б-р Партизанской славы, д. 13

«Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота» в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

В настоящее время в рамках совершенствования региональной системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству.

Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.

Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

Основной целью программы является разработка системы формирования у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Задачи:

  1. организовать в образовательном пространстве системы дошкольного образования предметную игровую техносреду, адекватную современным требованиям к политехнической подготовке детей (ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) и их возрастным особенностям в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;
  2. развивать методическую компетентность педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста;
  3. формировать основы технической грамотности воспитанников и техническую компетентность воспитанников как готовность к решению задач прикладного характера, связанных с использованием технических умений в специфических для определённого возраста видах детской деятельности;
  4. обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
  5. оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;
  6. тиражировать и распространить опыт инновационной педагогической деятельности.

Маленькие инженеры

В этом 2019-2020 учебном году наш детский сад продолжает работать в составе сетевой инновационной площадки по теме «Апробация и внедрение парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», которая продолжает работу в данном направлении.

В учреждении функционирует творческая группа, которая пополнилась педагогами ещё двух групп: старшей группы для детей с ЗПР № 5 Козлова Эльмира Анатольевна, подготовительной группы для детей с ЗПР № 8 Девяткина Ирина Александровна, подготовительной группы для детей с ТНР № 3 Летникова Елена Владимировна, подготовительной группы для детей с ТНР № 6 Лебедева Мария Геннадьевна, подготовительной группы общеразвивающей направленности № 12 Фомина Елена Леонидовна, старшей группы для детей с ТНР № 7 Зинченко Елена Васильевна, старшей группы для детей с ТНР № 14 Григорьева Наталья Фёдоровна. Руководителем творческой группы по апробации и внедрению парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» является воспитатель Григорьева Н.Ф.

Во всех группах дошкольного возраста продолжают функционировать центры технического конструирования в соответствии с возрастной категорией детей. Для конструктивной деятельности, а также для создания моделей техники были подобраны робототехнические конструкторы предварительного уровня. Это конструкторы: «BАUER»,

«ТЕХНОЛАБ», «МАЛНИ», «СТАР БЛОК», «MRT  6+», «MRT1 "HAND" «Знаток»

электроника, «LEGO education», LEGO Education 9656 «Простые механизмы», «Bаuer kosmo 479», которые были уже снабжены технологическими картами сборки и схемами. Педагогами были подобраны новые схемы и создана копилка моделей, сделанных детьми. Обучающие функции робототехники состоят в том, что дошкольники, занимаясь робототехникой, осваивают новый пласт современной технической культуры, кроме того, робототехника - новое средство наглядности. Применение образовательной робототехники в образовательном процессе обеспечивает активное развитие у детей воображения, мышления, восприятия, памяти, речи, способствует формированию личностных качеств ребенка, самостоятельности, трудолюбия, стремления к успеху, взаимодействия с другими людьми. Все педагоги, работающие с программой «От Фребеля до робота», не раз обсуждали алгоритм проведения занятий, и пришли к выводу, что при подготовке, необходима большая информационно-познавательная работа, а также постоянное закрепление материала.

Для планирования своей деятельности и адекватной её оценки, ребята использовали инженерную книгу, с которой познакомились в рамках парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». И в которой самостоятельно учились определять замысел будущей работы, фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей. Инженерная книга оказалась другом, который сохранит творческие задумки детей на протяжении учебного года. Педагоги постоянно работали над усовершенствованием формы инженерной книги: сначала это были тетради в клетку, куда дети вклеивали правила безопасности работы с конструкторами, планировали и зарисовывали этапы своей работы, рисовали конечный результат постройки и сравнивали его с начальным вариантом.

В этом учебном году педагоги предложили усовершенствованную форму, для быстроты и удобства работы детьми по проектированию своей конструктивной деятельности. Педагоги создали схему, где ребёнок может самостоятельно выбрать необходимый ему результат: как он будет работать в паре или один, какой конструктор ему необходим и т.д.

Подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и обучение и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. Техническое творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей.

Видео "От Фребеля до робота"