Правду говорят, что на свете нет ничего случайного. Проектная деятельность для детского сада №37 г. Кировска была привычным делом, поэтому абсолютно закономерным стало то, что в 2013 году образовательная организация завоевала первенство в областном конкурсе с одним из своих проектов. И опять же любопытно, что проект этот не смог бы быть реализован, если бы не случайная (считай, закономерная) встреча с творческими людьми. Вот так естественно в одном пространстве детского сада сошлись пути и идеи, придав тем самым лицу образовательной организации свои неповторимые черты. А как все сходились к точке пересечения, рассказывает заведующая детским садом №37 Татьяна Гаврикова. |
Начнем с того, что среди всех детских садов Кировска у нас наибольшее количество групп для детей с ограниченными возможностями здоровья: 6 из 12. В этих группах занимаются дети с тяжелыми нарушениями речи и дети с задержкой психического развития. Таким образом, в нашем детском саду есть группы общеразвивающей направленности и компенсирующей направленности. В чем преимущество подобного видового разнообразия? В том, что у нас работает большой спектр специалистов: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог и т. д.
Еще одна наша особенность заключается в том, что в детском саду работает активный и творческий коллектив, готовый к внедрению различных инноваций. Одной из наиболее успешных педагогических практик мы считаем реализацию технологий лего-конструирования. Сегодня это часть современной детской субкультуры, поэтому не учесть это было бы упущением.
- Татьяна Павловна, как пришло понимание, что можно использовать эту практику в работе?
- Дело в том, что в детском саду одним из приоритетных направлений является работа по патриотическому и социально-нравственному воспитанию детей. С помощью технологий лего-конструирования мы открыли, как развернуть эту тему по-новому. Конечно, нам повезло в том смысле, что появился человек, который этим увлекается. Когда объявили областной конкурс проектов, связанных с лего-конструированием, то оказалось, что у нас есть семья, много лет занимающаяся этой игрой, - Игорь Васильевич и Виктория Владимировна Днепровы.
Когда же была объявлена тематика конкурса - «Край, в котором мы живем», то тут уже не оставалось сомнений, что нам нужно этим заниматься. Ведь мы живем в Кировском районе Ленинградской области, где земля богата боевой историей. У нас вся земля - музей, начиная с Синявинских высот, Невского пятачка и т. д. Поэтому мы решили заданную тему отразить через памятники истории нашей земли. Создали проект «Прорыв блокады Ленинграда», а результатом его стал макет музея-диорамы с одноименным названием.
- Создание макета, наверное, требует большой предварительной работы?
- Вы правы. Мы много раз приезжали к музею-диораме, все осматривали, изучали, фотографировали. Затем по фотографиям конструировали, причем старались выдержать форму и цвет, как в оригинале. В основе композиции - Ладожский мост, здание музея-диорамы и танки, участвовавшие в прорыве блокады Ленинграда. Нужно заметить, что к нашему проекту активно подключались родители, которые приносили недостающие детали, помогали в поездках. Наш проект в 2013 году стал победителем объявленного конкурса, и мы получили грант в размере 50 тысяч рублей, который использовали на создание и оборудование студии конструирования «ЛЕГОшка». Дополнительные занятия с детьми здесь ведут супруги Днепровы. Студия очень популярна, желающих заниматься в ней много, но всех охватить, к сожалению, мы не можем.
Один любопытный нюанс: наш макет музея-диорамы может остаться в истории, потому что сам памятник уже перестроен, а в детской работе сохранился его первоначальный вид.
- Татьяна Павловна, как вы думаете, каков воспитательный эффект от участия в проекте, от занятий в целом?
- Поскольку патриотическая тема является для нас приоритетной, то дети прежде всего изучают историю родного края. Многие из них стали обращать внимание на памятники, стали интересоваться историей Кировского района. Если говорить об образовательном эффекте, то это и развитие образного мышления, пространственного мышления, и развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.
Со своей стороны мы стараемся создать условия для такого развития. Возможно, нам легче, потому что основной формой работы в детском саду является проектная деятельность. К примеру, у нас есть такие интерактивные формы взаимодействия с родителями, как познавательно-состязательная игра «Бегущий город». Мы не авторы этого проекта, он давно реализуется в Петербурге, но нам он понравился, и мы внедрили его у себя. В выходной день вместе собираются педагоги, родители с детьми, причем приходят целыми семьями и поколениями, получают задания, выходят на маршрут, проходят станции. Безусловно, все задания так или иначе связаны с историей города или района. В этом году для тех участников, у кого есть автомобили, мы предусмотрели выезды за пределы Кировска.
О востребованности такой формы взаимодействия и об интересе к истории родного края говорит то, что если в первой игре принимали участие 6 семей, то теперь почти 70. Да, ребенок сам не придет и не скажет: «Я хочу знать, что происходило в годы Великой Отечественной войны на Невском пятачке», он для этого слишком мал. Это должна быть инициатива взрослых - педагогов и родителей.
Кстати сказать, второй наш лего-проект - «Река времени» - как раз посвящен истории Невского пятачка. Ребята изучили и собрали макет памятника. При этом макет состоит из двух частей: в нем протянут мостик из прошлого в будущее. Напротив Невского пятачка дети создали парк будущего, где развернулась их фантазия, - там есть и зоопарк, и воздушные шары, и качели, и аквапарки, и т. д.
- Сколько времени уходит на создание макета?
- Порядка полугода. Сначала собирается творческая группа, предлагает идеи. Если идея поддерживается, то ее на разных уровнях начинают развивать, изучать, разрабатывать. Таким образом, получается общесадовский проект. Вообще практикой проектной деятельности мы занимаемся давно. Сначала реализовывали мини-проекты по какой-то определенной лексической теме в группе, создавали много проектов по спортивно-физкультурному направлению. А потом, когда стали развиваться и почувствовали, что эта форма востребована, вышли на общесадовские проекты.
- Приходят ли смотреть на ваши лего-макеты школьники?
- Да, мы стараемся везде выступать, делиться опытом с коллегами. Показывали наши макеты ребятам из близлежащей школы. Также наши работы выставлялись в здании администрации города. Посмотреть их мог любой желающий, и многие просто изумлялись, как можно создать такое силами ребятишек из детского сада.
- Выпускники детского сада продолжают заниматься лего-конструированием?
- Насколько мне известно, в наших школах такой технологии нет. Поэтому если дети и занимаются, то на любительском уровне, дома. В принципе главное не в этом, а в том, что в ребенке заложены основы конструкторского мышления, которые могут проявляться в чем-то другом. Например, в городе есть Центр информационных технологий, и там дети занимаются робототехникой. У ребят с техническим складом ума есть возможность применять свои знания и развиваться дальше.
- Приоритетной вами выбрана патриотическая тема, а в чем ее актуальность?
- За переломные 1990-е годы многое в плане воспитания было потеряно. Мы убедились в этом сами. Когда только начали участвовать в акции «Бессмертный полк», то, увы, не нашли родителей, которые знают, что происходило в семье во время Великой Отечественной войны, были ли участники войны среди родственников. Поколение 1990-х не знает историю своей семьи. Поэтому мы решили, что не должны быть Иванами, не помнящими родства. Решили, что будем рассказывать об истоках с малого возраста. Стали активно развивать эту работу, причем привлекая родителей, потому что воспитание ребенка начинается именно с них. Важно, что родители пошли навстречу всем нашим инициативам, помогали во всем, приносили солдатские письма, создавали мини-композиции. А сейчас нашим мамам и папам просто не остановиться - так они увлеклись изучением родной истории. К примеру, после игры-квеста «Бегущий город» они подолгу не расходятся, пьют чай, обсуждают то новое, что узнали.
- Насколько я знаю, технология лего-конструирования - это не все ваши особенности?
- Да, на базе нашего детского сада работает консультационный пункт для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи. Насколько актуальна такая форма взаимодействия, говорят цифры: если в год открытия к нам обратились порядка 30 семей, то сейчас обращаются более 300. Больше всего родителей волнуют вопросы возрастных особенностей развития ребенка: что должен знать, уметь, какие навыки должны быть приобретены и т. д. Наши специалисты - а в работе консультационного пункта принимают участие учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре - составляют рекомендации, проводят тренинги, мастер-классы, индивидуальные и групповые занятия, семинары и т. д.
Кроме того, мы уже несколько лет активно внедряем в образовательный процесс информационные технологии. В группах есть интерактивные доски, и наши воспитатели активно их используют для подачи материала. Ими созданы презентации по всем лексическим темам, видеовикторины. Занятия, как правило, проходят в игровой форме. Детям интересно, они с удовольствием включаются в процесс, схватывают все новое быстрее. ИКТ также используются в работе с родителями, например, при проведении родительских занятий.
- Татьяна Павловна, в 2016 году детский сад отметил свое 30-летие, а каковы ваши ближайшие перспективные планы?
- У нас их много. Мы включились в проект «Доступная среда». В этом году наш детский сад будет оборудован под нужды детей-инвалидов-колясочников и других ребят с ограниченными возможностями здоровья. Уже идут работы по установке подъемников. Также наши педагоги проходят обучение для работы с такими детьми. Мы пока не изучали потребность города в инклюзивных группах, однако если группа наберется, готовы начать.
Что касается лего-конструирования, то мы хотим сделать подарок своему детскому саду: построить его макет. Сейчас проект пока в стадии разработки, но мы знаем, что он обязательно будет реализован и в нем примут участие как дети, так и их родители.
Ссылка на источникНачнем с того, что среди всех детских садов Кировска у нас наибольшее количество групп для детей с ограниченными возможностями здоровья: 6 из 12. В этих группах занимаются дети с тяжелыми нарушениями речи и дети с задержкой психического развития. Таким образом, в нашем детском саду есть группы общеразвивающей направленности и компенсирующей направленности. В чем преимущество подобного видового разнообразия? В том, что у нас работает большой спектр специалистов: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог и т. д.
Еще одна наша особенность заключается в том, что в детском саду работает активный и творческий коллектив, готовый к внедрению различных инноваций. Одной из наиболее успешных педагогических практик мы считаем реализацию технологий лего-конструирования. Сегодня это часть современной детской субкультуры, поэтому не учесть это было бы упущением.
- Татьяна Павловна, как пришло понимание, что можно использовать эту практику в работе?
- Дело в том, что в детском саду одним из приоритетных направлений является работа по патриотическому и социально-нравственному воспитанию детей. С помощью технологий лего-конструирования мы открыли, как развернуть эту тему по-новому. Конечно, нам повезло в том смысле, что появился человек, который этим увлекается. Когда объявили областной конкурс проектов, связанных с лего-конструированием, то оказалось, что у нас есть семья, много лет занимающаяся этой игрой, - Игорь Васильевич и Виктория Владимировна Днепровы.
Когда же была объявлена тематика конкурса - «Край, в котором мы живем», то тут уже не оставалось сомнений, что нам нужно этим заниматься. Ведь мы живем в Кировском районе Ленинградской области, где земля богата боевой историей. У нас вся земля - музей, начиная с Синявинских высот, Невского пятачка и т. д. Поэтому мы решили заданную тему отразить через памятники истории нашей земли. Создали проект «Прорыв блокады Ленинграда», а результатом его стал макет музея-диорамы с одноименным названием.
- Создание макета, наверное, требует большой предварительной работы?
- Вы правы. Мы много раз приезжали к музею-диораме, все осматривали, изучали, фотографировали. Затем по фотографиям конструировали, причем старались выдержать форму и цвет, как в оригинале. В основе композиции - Ладожский мост, здание музея-диорамы и танки, участвовавшие в прорыве блокады Ленинграда. Нужно заметить, что к нашему проекту активно подключались родители, которые приносили недостающие детали, помогали в поездках. Наш проект в 2013 году стал победителем объявленного конкурса, и мы получили грант в размере 50 тысяч рублей, который использовали на создание и оборудование студии конструирования «ЛЕГОшка». Дополнительные занятия с детьми здесь ведут супруги Днепровы. Студия очень популярна, желающих заниматься в ней много, но всех охватить, к сожалению, мы не можем.
Один любопытный нюанс: наш макет музея-диорамы может остаться в истории, потому что сам памятник уже перестроен, а в детской работе сохранился его первоначальный вид.
- Татьяна Павловна, как вы думаете, каков воспитательный эффект от участия в проекте, от занятий в целом?
- Поскольку патриотическая тема является для нас приоритетной, то дети прежде всего изучают историю родного края. Многие из них стали обращать внимание на памятники, стали интересоваться историей Кировского района. Если говорить об образовательном эффекте, то это и развитие образного мышления, пространственного мышления, и развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.
Со своей стороны мы стараемся создать условия для такого развития. Возможно, нам легче, потому что основной формой работы в детском саду является проектная деятельность. К примеру, у нас есть такие интерактивные формы взаимодействия с родителями, как познавательно-состязательная игра «Бегущий город». Мы не авторы этого проекта, он давно реализуется в Петербурге, но нам он понравился, и мы внедрили его у себя. В выходной день вместе собираются педагоги, родители с детьми, причем приходят целыми семьями и поколениями, получают задания, выходят на маршрут, проходят станции. Безусловно, все задания так или иначе связаны с историей города или района. В этом году для тех участников, у кого есть автомобили, мы предусмотрели выезды за пределы Кировска.
О востребованности такой формы взаимодействия и об интересе к истории родного края говорит то, что если в первой игре принимали участие 6 семей, то теперь почти 70. Да, ребенок сам не придет и не скажет: «Я хочу знать, что происходило в годы Великой Отечественной войны на Невском пятачке», он для этого слишком мал. Это должна быть инициатива взрослых - педагогов и родителей.
Кстати сказать, второй наш лего-проект - «Река времени» - как раз посвящен истории Невского пятачка. Ребята изучили и собрали макет памятника. При этом макет состоит из двух частей: в нем протянут мостик из прошлого в будущее. Напротив Невского пятачка дети создали парк будущего, где развернулась их фантазия, - там есть и зоопарк, и воздушные шары, и качели, и аквапарки, и т. д.
- Сколько времени уходит на создание макета?
- Порядка полугода. Сначала собирается творческая группа, предлагает идеи. Если идея поддерживается, то ее на разных уровнях начинают развивать, изучать, разрабатывать. Таким образом, получается общесадовский проект. Вообще практикой проектной деятельности мы занимаемся давно. Сначала реализовывали мини-проекты по какой-то определенной лексической теме в группе, создавали много проектов по спортивно-физкультурному направлению. А потом, когда стали развиваться и почувствовали, что эта форма востребована, вышли на общесадовские проекты.
- Приходят ли смотреть на ваши лего-макеты школьники?
- Да, мы стараемся везде выступать, делиться опытом с коллегами. Показывали наши макеты ребятам из близлежащей школы. Также наши работы выставлялись в здании администрации города. Посмотреть их мог любой желающий, и многие просто изумлялись, как можно создать такое силами ребятишек из детского сада.
- Выпускники детского сада продолжают заниматься лего-конструированием?
- Насколько мне известно, в наших школах такой технологии нет. Поэтому если дети и занимаются, то на любительском уровне, дома. В принципе главное не в этом, а в том, что в ребенке заложены основы конструкторского мышления, которые могут проявляться в чем-то другом. Например, в городе есть Центр информационных технологий, и там дети занимаются робототехникой. У ребят с техническим складом ума есть возможность применять свои знания и развиваться дальше.
- Приоритетной вами выбрана патриотическая тема, а в чем ее актуальность?
- За переломные 1990-е годы многое в плане воспитания было потеряно. Мы убедились в этом сами. Когда только начали участвовать в акции «Бессмертный полк», то, увы, не нашли родителей, которые знают, что происходило в семье во время Великой Отечественной войны, были ли участники войны среди родственников. Поколение 1990-х не знает историю своей семьи. Поэтому мы решили, что не должны быть Иванами, не помнящими родства. Решили, что будем рассказывать об истоках с малого возраста. Стали активно развивать эту работу, причем привлекая родителей, потому что воспитание ребенка начинается именно с них. Важно, что родители пошли навстречу всем нашим инициативам, помогали во всем, приносили солдатские письма, создавали мини-композиции. А сейчас нашим мамам и папам просто не остановиться - так они увлеклись изучением родной истории. К примеру, после игры-квеста «Бегущий город» они подолгу не расходятся, пьют чай, обсуждают то новое, что узнали.
- Насколько я знаю, технология лего-конструирования - это не все ваши особенности?
- Да, на базе нашего детского сада работает консультационный пункт для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи. Насколько актуальна такая форма взаимодействия, говорят цифры: если в год открытия к нам обратились порядка 30 семей, то сейчас обращаются более 300. Больше всего родителей волнуют вопросы возрастных особенностей развития ребенка: что должен знать, уметь, какие навыки должны быть приобретены и т. д. Наши специалисты - а в работе консультационного пункта принимают участие учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре - составляют рекомендации, проводят тренинги, мастер-классы, индивидуальные и групповые занятия, семинары и т. д.
Кроме того, мы уже несколько лет активно внедряем в образовательный процесс информационные технологии. В группах есть интерактивные доски, и наши воспитатели активно их используют для подачи материала. Ими созданы презентации по всем лексическим темам, видеовикторины. Занятия, как правило, проходят в игровой форме. Детям интересно, они с удовольствием включаются в процесс, схватывают все новое быстрее. ИКТ также используются в работе с родителями, например, при проведении родительских занятий.
- Татьяна Павловна, в 2016 году детский сад отметил свое 30-летие, а каковы ваши ближайшие перспективные планы?
- У нас их много. Мы включились в проект «Доступная среда». В этом году наш детский сад будет оборудован под нужды детей-инвалидов-колясочников и других ребят с ограниченными возможностями здоровья. Уже идут работы по установке подъемников. Также наши педагоги проходят обучение для работы с такими детьми. Мы пока не изучали потребность города в инклюзивных группах, однако если группа наберется, готовы начать.
Что касается лего-конструирования, то мы хотим сделать подарок своему детскому саду: построить его макет. Сейчас проект пока в стадии разработки, но мы знаем, что он обязательно будет реализован и в нем примут участие как дети, так и их родители.